янв. 2013

Константину Сергеевичу Станиславскому сегодня 150 лет

Мы с Константином Сергеевичем Станиславским состоим в дальнем родстве.  
5736
Раньше Москва была маленькой, состояла примерно на половину из близких и дальних родственников. 

1-577x800.jpg


Сегодня, 150 лет назад Константин Сергеевич родился.
В этот день всемирной памяти о выдающемся деятеле российского театрального искусства хочу сказать, что всего этого могло и не случиться, если бы не удивительно упорно-упрямый характер будущего гения. Станиславский родился в патриархальной семье купцов-староверов. Правила жизни в этих семьях были строгими. Что на мой взгляд позволило им подняться от крепостных крестьян до владельцев огромными мануфактурами, производством тканей и шерсти мериносовых пород. Торговали по всей стране и снабжали армию Государства Российского тканями золотой нитью для позументов и украшения военной формы. 
Старообрядцы конца позапрошлого века не демонстрировали свои правила. Но дальние и близкие родственники не одобряли погруженное увлечение театром и всяким вольнодумством, способным отвлечь от службы Отечеству и своей семье. 
Семья моего прадеда, более строгая, чем родителей Станиславского, критиковала решение Сергея Владимировича построить театральные подмостки в своём доме на Садово-Черногрязской. Актёром в понимании отцов купцов-староверов быть неприлично и невозможно. Все силы должны были быть отданы сохранению семейных традиций и семейного ремесла. Семья Алексеевых владела золототканными мануфактурами.
Практически все семьи преуспевавших в те времена купцов относились к старообрядческой церкви. Коровины, Морозовы, Солдатенковы, Мамонтовы, Прохоровы. Были богатыми, но жертвовали большие суммы. Например, на деньги городского головы Николая Алексеева, двоюродного брата К.С. Станиславского была построена московская психиатрическая больница №1, ранее имени Кащенко, теперь имени Николая Александровича Алексеева. Как говорил банкир Павел Рябушинский: «Богатство обязывает».
В те времена запреты уже плохо работали. Мир вокруг менялся с бешеной скоростью. И чем больше запрещали родители, тем более притягательным становился мир вокруг для детей. Причем им, детям в семьях потомственных старообрядцев, были в диковину поведение женщин-актрис и так далее. На этом многие погорели, растратив огромные состояния "на революцию", помощь большевикам.

Константин Сергеевич возглавил после смерти отца семейный бизнес. С детства он был не сильным, а потом вон какой статный красавец стал. Его было трудно заинтересовать чем-либо. И по счастью увлекли постановки домашнего театра. Думаю, что это было поначалу видом терапии и развития воображения. А потом превратилось в профессию. 
Упорно-стойко-упрямый характер помогал ему вести дела мануфактуры и паралельно заниматься созданием МХАТ.
Но всё предрешено. Прошло время, и наследственный купец-старовер, удачливый предприниматель, продолжатель династии купцов-промышленников  России Константин Алексеев стал великим театральным деятелем, создателем собственной системы преподавания и обучения актёров их нелёгкому актёрскому мастерству - Константином Сергеевичем Станиславским.

Мудрости К.С. Станиславского, над которыми думать — не передумать:

«Не верю»

«Театр начинается с вешалки»

«Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве»

«Сначала убедись, а потом уж убеждай»

«Чем талантливее художник, тем опаснее его ошибки...»

«Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным»

«Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием»

«Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше»

«Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист»

«Искренность и простота — дорогие свойства таланта»

«Искусство должно раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные»

«Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством»

«Не всякая правда — красота, но всякая красота — правда»

И ещё.
Удивительные слова о бессмертии и самовозрождении театра, в который он влюбился ещё в детстве:

«Замечали ли вы, что в театральной жизни наступают долгие, томительные застои, во время которых не появляется на горизонте ни новых талантливых драматургов, ни актеров, ни режиссеров? Но почему-то вдруг, неожиданно, природа выбрасывает целую труппу, а к 86 ним в придачу и писателя, и режиссера, и все они вместе создают чудо, эпоху театра29.
Потом являются продолжатели великих людей, создавших эпоху. Они воспринимают традицию и несут ее следующим поколениям. Но традиция капризна, она перерождается, точно синяя птица у Метерлинка, и превращается в ремесло, и лишь одна наиболее важная крупинка ее сохраняется до нового возрождения театра, который берет эту унаследованную крупинку великого, вечного и прибавляет к нему свое новое. В свою очередь и оно несется следующим поколениям и снова на пути растеривается, за исключением маленькой частицы, которая попадает в общую мировую сокровищницу, хранящую материал будущего великого человеческого искусства». - К.С. Станиславский «Моя жизнь в искусстве» - 1 том.




Понравилось? Поделись с друзьями!
А еще можете поделиться своим мнением...
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Похожие записи
Родные
Об эмиграции
Тема эмиграции актуальна всегда. И раньше, и теперь...
Родные
Мамочка
У меня, к сожалению, мало фотографий моей мамочки.  
Родные
Хитровка. Знак четырёх.
Эту историю я много раз раз слышала от своих бабушек в старом доме на Басманной...
x