Фото Концерна Мосфильм https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=70531
От своих бабушек в старом доме на Басманной, 27 я много раз слышала эту историю о том, как Константин Станиславский, задумавший поставить Горького «На дне» решил, что крайне необходимо вживую увидеть жизнь товарищей «на дне». Опускаться "на дно" - нужно было идти на Хитровку, средоточие воров, насильников, убийц, реакции которых были непредсказуемы. Многие сочли эту идею опасной. И кто-то подсказывал, да чего там страдать за идеальное соответствие. Ведь те, кто живут "на дне", в театр не ходят. Поэтому сочиняйте с автором, как хотите. Всё будет хорошо!
Но всё это было не про Константина Сергеевича Станиславского. Чем больше живу и читаю его сочинения, тем больше понимаю, насколько его честность, простота, непосредственность были хранителями гениальности в создании достоверного театра. Знаменитое "Не верю!" - это ведь всё о том, что то, о чем ты говоришь и ставишь пьесу должно быть тебе же максимально понятным и отчасти прожитым. Только тогда ты сможешь быть достоверным, понятным, и только тогда тебе поверят. Когда-то было очень важно, чтобы тебе верили, и в жизни, и в созданном тобой повествовании.
Конечно, его поддержали друзья и родственники, артисты театра, единомышленники. Сложновато было с Гиляровским. Ведь многие считали упорство в вопросах исследования для постановки прихотью сына богачей и просто богатого человека. Только со временем стало всё понятно о том, как видел, монтировал, развивал Станиславский театральное искусство. В упорстве ему тоже было на занимать. Константин Сергеевич уговорил Гиляровского, у которого было много знакомых с Хитровки, подтвердил, как человек разумный и опытный, несмотря на молодость, группу единомышленников, в которую входили артисты театра и доверенные люди, бывшие военные (на всякий случай умевшие владеть оружием), среди которых был мой прадед Алексеев Петр Семенович. Со Станиславским они были троюродными братьями, жили близко, часто встречались ещё в детстве в домашнем театре, который построил отец Станиславского для своих детей.
Конечно, такое развлечение, там были все дети с Новой Басманной улицы - к дому Владимира Алексеева, отца Константина Сергеевича, нужно было с Новой Басманной просто перейти через Садовое кольцо. Всего-то делов!
Я очень внимательно слушала бабушку Лелю, Елену Михайловну Алексееву (в девичестве Пыльцову, дочь Михаила Пыльцова, помощника и верного спутника Николая Михайловича Пржевальского), жену Петра Семеновича. Мне было интересно, как эти храбрые люди нашли в себе силы свалиться прямо в самый московский ад. Детали конечно подстерлись в памяти - нет, чтобы тогда записать что-то. Но мне казалось, что бабушки будут жить вечно и будут все время рассказывать о своей прежней дореволюционной жизни. И вот вчера услышала, что Карен Шахназаров снял на эту тему, как Станиславский с Гиляровским ходили на Хитровку и что из этого вышло, увлекательный фильм с расследованием в духе Конан Дойла. Чего-то обрадовалась. Очень интересно, как у них это все получилось. Буду ждать появления фильма с большим интересом.
У нас такая завлекательная и многоплановая в смысле трактовки История, что пишись-обпишись-всего не наснимаешь. Вообще-то эта компания, которая в Хитровку свалилась, была непростой. Все люди бедовые, умные, образованные, опытные и с такой чертовщиной внутри, которая позволяла им иметь производства, строить театр, иметь магазины в Третьяковском проезде, склады в Гум’овских подземельях, охотиться на Урале и в Сибири, рожать по семеро детей. Хлебосольствовать, как было принято у московских купцов, над чем в «Записках покойника» Булгаков издевался, отвечая на реплики совсем уже старого Станиславского.
Но тут- то они еще молоды, полны сил, жизнь течёт по их правилам, а не по правилам Совдепии. Они могли танцевать мазурку, работать без устали сутками, своим трудом зарабатывать деньги на все это, кипевшее силой духа и силой жизни. Почему-то думаю, что будет интересно! И отдельное спасибо Карен Георгиевичу Шахназарову и Концерну Мосфильм. Съёмки-то непростые.
Будем ждать!!!