мая. 2011

Психология обмана

Говорить правду легко. Иметь отношения на уровне правды полезно и продуктивно...  
14589
Ведь одной из главных потребностей сегодняшнего общества становится признание нас  окружающими и социумом, где высоко ценятся моральные качества каждого отдельного человека. 
Мы стремимся выстроить доверительные отношения в семье, с друзьями, в рабочем коллективе. Мы хотим быть максимально открытыми, дружески-правдивыми, осознавая, что только так мы можем сохранить общее благополучие, от которого зависит благополучие каждого в отдельности.
Мы не хотим обманывать друг-друга. Нас учили быть честными и откровенными. Обманывать плохо - это разрушает доверие между людьми. А на уровне интересов Государства обман считается самым большим преступлением и наказуем по закону.
Сформировавшиеся в детстве морально-нравственные установки на протяжении всей последующей жизни являются нашей мерой для несовершения обмана. Известны истории некогда обманувших близких, родителей, друзей, которые, спустя много лет, колено-преклоненно ищут прощения, стараясь объяснить, что явилось побудительным мотивом того обмана.

Говорить правду приятно. Мы испытываем лёгкость внутри. Наши движения свободны и лишены «внутренненго спазма». Нам не нужно «закрываться» от собеседника, скрещивая руки на груди, «запирая замком» ноги. Мы не волнуемся от того, что нужно будет четко запомнить все ньюансы обстоятельств нашего рассказа, чтобы потом не проговориться. Нам не нужно скрывать волнение, фиксируя «вытаращенный» взгляд на собеседнике. У нас нет страха внезапно «пойти красными пятнами», что обязательно выдаст наш обман. Когда мы говорим правду, у нас нет желания быть агрессивным по отношению к собеседнику, мы спокойны, вежливы, доброжелательны.

Конечно, всегда говорить только правду не очень верно, а иногда и опасно. Ведь сообщать пожилому родственнику, сколько стоит лекарство, которое вы обещали купить в качестве добровольной спонсорской помощи, не всегда правильно. Особенно, если вы преполагаете, что старый человек разволнуется, узнав, сколько вы потратили.
И лучшей подруге, которая переживает по поводу сегодняшнего наряда, вы не станете объяснять, что подшить её выходное платье, по вашему мнению, нужно было чуть короче.
И уж конечно не станете рассказывать начальнику, что просите его отпустить вас с сегодняшнего семинара из-за резко выраженного предменструального синдрома (ПМС). Скорее всего сошлётесь на семейные обстоятельства и головную боль.
В Российском здравоохранении не позволительно доводить до сведения пациента степень опасности и вероятность смертельного исхода в результате его онкологического заболевания. Российский врач может быть наказан за предоставление информации, могущей повредить настрой пациента на выздоровление.
В то время, как европейская система здравоохранения считает возможным предоставить пациенту полную информацию о тяжести его болезни, возможных осложнениях и данные в процентах соотношения смертельного исхода  и выздоровления. «Ложь во спасение», «Ложь во благо», «Белая ложь». Многим людям все это помогает пережить тяжелые потрясения.
Мы фиксируем обман, когда люди иного социального статуса, используют приёмы, заменяющие им недостаток знания, для того, чтобы ответить на интересующий нас вопрос.

Нам знакома детская склонность к фантазированию и детская же неспособность к передаче фактов действительности.
Мы понимаем, что обмануть нас могут  из-за недостаточной точности восприятия и
воспроизведения полученной информации.
Существует патологический обман или патологическая лживость, которая  является
проявлением болезненной эмоциональной неустойчивости, связанной с психическим недоразвитием.
Во всех этих случаях неправильные, ложные высказывания являются для человека достоверными. Он свято верит в то, что говорит. О них  важно знать в практическом отношении. И также важно отдавать себе отчет в том, что обманывают вас не преднамеренно.

А вот вполне осознанным обманом, сознательным искажением истины в целях личной или групповой выгоды являются: манипулирование качеством и количество информации, за которым скрывается обман или укрывательство; передача размытой и двусмысленной информации; умолчание (сокрытие правды); искажение — сообщение ложной информации; мистификация — это утверждение, высказанное человеком, не уверенным в его истинности; фальсификация — подделка; симуляция — притворство; самозванство — выдача себя за другое лицо, реальное или вымышленное; плагиат — нарушение авторских прав; подмена понятий — заведомо неверная трактовка понятия; недоговорка — случай, когда говорящий сообщает рад фактов, но скрывает самый главный из них, позволяя другой стороне прийти к ложному выводу; лжесвидетельство — недостоверные высказывания человека, лично дающего показания в суде под присягой (является преступлением); клятвопреступление — нарушение данного обещания, скреплённого торжественной клятвой; клевета;  самооговор; блеф;  введение в заблуждение;  подтасовка фактов;  превознесение; ложное опровержение.

Такие проявления человеческих пороков оскорбляют окружающих, противоречат общечеловеческим требованиям. Ведь важной потребностью людей является  желание иметь правильное, правдивое представление об обществе, в котором они живут. Мы  хотим иметь правдивое представление о поступках окружающих нас людей, которые должны оценить. Нам важно иметь правдивое представление о жизненных обстоятельствах, в которые попадают люди, чтобы проанализировать их опыт.
Обман -  общественное явление. Наиболее часто он  проявляется в обстановке взаимной враждебности, конкуренции, подозрительности между людьми с целью ввести других в  заблуждение  ради достижения личных целей.
Правильное понимание причин лживости возможны при условии правильного понимания мотивов обманывающих. Но есть люди, которые врут без причин, постоянно. И очень часто поводом закрепившейся тенденции к обману является  стиль и характер  воспитания  ребёнка в детстве.

Детская ложь

Зачастую приучают к обману своих детей сами родители. Большое количество запретов по любому поводу, непосильные требования, предъявляемые ребёнку. Нехватка родительского внимания, тепла, заботы, «недосягаемость» родителей заставляет ребёнка искать формы обращения для получения внимания, пусть хоть и отрицательного.
Всегда очень неприятным для консультанта является понимание того, что родители уделяют внимание ребёнку только тогда, когда он делает приятные для них успехи в чем-то — получает хорошие отметки в школе, побеждает на соревнованиях или олимпиадах. В таком случае любовь родителей «условна». Получил хорошую отметку — любим. Не получил приза на соревнованиях — безразличен.
В таком случае ребёнок, испытывающий непомерное для его развития или возможностей напряжение, начинает обманывать, чтобы хоть таким способом получить родительское внимание. Замученный постоянными нравоучениями и криком, начинает говорить неправду, чтобы приукрасить себя и своё поведение, понимая, что обрёл единственный для себя защитный механизм взаимодействия с  родителями.
Необходимо помнить ещё и то, что пример обмана чрезвычайно заразителен.  Ребёнок активно копирует не только особенности поведения родителей, но и их привычки. Достаточно вспомнить, сколько раз мы просили своё подрастающее чадо сказать соседке, что нас нет дома.
Врачи всегда дифференцированно подходят к проблеме детского обмана. Это крайний вариант здоровой психики, но не болезнь. И очень важно, чтобы формирующиеся тенденции к практике постоянного обмана не сохранились. Поэтому, взаимодействуя с малышом, необходимо понимать, что то, что является нормой для одного возраста, может стать патологией для другого.
Мы должны более-менее спокойно относиться к выдумкам и рассказам маленьких детей, но всячески стараться не дать зафиксироваться этой тенденции. И поверьте, это очень легко сделать, когда родители проводят много времени с малышом, не предоставляя его самому себе.
На этапе взаимодействия с маленьким ребёнком очень важно не разрушать его фантазии, но помочь ему с ними разобраться. И, если не справляетесь сами, обратиться к специалисту.
Повышенное внимание к закрепляющейся тенденции ребёнка обманывать поможет выявить и симптомы так называемой «патологической лжи - псевдологии», когда дети с невинным видом громоздят чудовищное и нелепое враньё, от которого взрослые приходят в ужас.
В основе такой непомерной страсти к фантазированию лежат наследственные психогенные факторы, психические аномалии, индивидуальных особенностей личности, которые могут существовать сами по себе, но также быть симптомом развития ранней шизофрении с отрывом от реального мира, с уходом ребёнка в странный мир перевоплощений, фантазий, непонятных нам стремлений.

Патологическая ложь

Патологическая ложь определяется некоторыми учеными, как проявление сложившейся в детстве демонстративной психопатической личности, добивающейся через обман иллюзорного удовлетворения нереализуемых потребностей. Преодолеть такой способ поведения уговорами нельзя, необходима помощь психотерапевта.
В том случае, когда такой ребёнок предоставлен самому себе, формируется психопатически- патологическая личность с характерным поведением. В поведении патологических обманщиков больше всего обращает на себя внимание склонность к рассказыванию поражающих воображение, но на поверку оказывающихся в большинстве случаев неверными, историй, в которых на первом плане фигурирует их собственная личность.
Патологические лгуны или плуты - чаще всего люди, не лишенные поверхностных способностей, нередко художественно одарённые. Многие из них пишут недурные стихи. Занимаются музыкой, питают страсть к театру. Они быстро завязывают знакомства. Хорошо приспосабливаются к людям, приобретают их доверие, тем более, что объективно умеют произвести впечатление , имеют манеры держать себя.
Но начисто лишены стремления к старательности, прилежанию. Их редко интересует что-либо, кроме их личности. Им интересно сиюминутное, о будущем они не думают. Их духовная жизнь бедна. Всякая работа производит на них отталкивающее впечатление, особенно требующая упорства и тщательности. Они капризны в своих симпатиях и не завязывают прочных отношений с людьми. Им чуждо чувство долга.
Будучи крайне легкомысленными, обожая самих себя, они крайне неразборчивы в средствах. Главное для них — быть в центре внимания. Выдумка и ложь позволяют им без особого труда достигать эффективных, но , но мимолётных успехов. Их мышлению не хватает планомерности, порядка и связанности; суждениям — зрелости и обстоятельности, а всему восприятию жизни — глубины и серьёзности.
Обманывают такие люди мастерски, сами увлекаясь своей ложью и почти забывая, что это ложь. Очень часто они обманывают совершенно бесцельно, без всякого повода, только чтобы чем-нибудь поразить воображение собеседника. Обычно им свойственно всегда весёлое с элементами дурашливости поведение.
Они охотно рассказывают о своём высоком происхождении, богатстве, связях, важных постах, которые они когда-то занимали, о знаниях, полученных где-то. Они нередко прибегают к разнообразным махинациям, мошенническим проделкам.
Пока они не уличены, их ловкость и самообладание поразительны. Но, припёртые к стенке, они приходят в полное отчаяние и теряют самообладание. Стремление казаться больше, чем ты есть  - это сочетание детскости, незрелости, фантазёрства, и с другой стороны самовлюблённости, эмоциональной неустойчивости и сознательного обмана.

Трудности, возникающие при контакте с патологическим обманщиком, объективны — так сложно запутана сеть его лжи. Он постоянно неточен. Нельзя верить его данным анамнеза, его показаниям, как свидетеля, его сочувствию, как помощника и его обязательствам, которые могут оказаться блефом.
Произнесённый им красочный рассказ, будучи абсолютной неправдой,  в дальнейшем при повторении закрепляется. Построенный на отрывках отдельных событий, воспроизводящий какие-то реальные действия, в целом представляет собой выдуманный обманный бред. Он пополнен придуманными подробностями и характеристиками людей.
Точно также как какое-то отдельное сведение обрастает к вашему изумлению в его сознании ему нравящимися подробностями, не имеющими к реальной жизни никакого отношения.  Важные для него подробности выступают на первый план, вычеркивая истинную объективную реальность, которая в его представлении  и есть совершеннейший бред.

Что делать, если ваш близкий человек проявляет симптомы патологического обманщика? Вы замечаете, что бы вы не сделали, патологический лжец скажет, что он сделал бы это лучше вас.
Правда для него не актуальна и не имеет ценности, именно поэтому он лжет каждый день, постоянно, по мелочам, виртуозно используя все способы перевести вину на вас, и не видит в этом никакого особого вреда. Он (она) никогда не признаётся, что обманул, но часто забывает, что говорил на самом деле.
Такой человек мгновенно подстраивается под более сильную личность, от которой ему что-либо нужно. Может врать о болезнях, смертях в семье, о том, что нормальному человеку сказать просто невозможно. Часто противоречит сам себе.
Понимая его особенности, при невозможности расстаться и прекратить отношения, нужно запомнить, что его не переделать и не вылечить окончательно. Необходимо контролировать каждое слово, которое он произносит, и перепроверять совершенные действия.
Очень важно эмоционально оторваться от такого человека и не пытаться заставить его признаться в своей лжи — можете получить ухудщение его психологического состояния. Ведь ему легче жить не в реальном, а в выдуманной мире.
Выраженные степени фантастической лживости необходимо лечить как можно раньше. Невротические и психопатические дети требуют специальных педагогических мероприятий, основанных на большом такте и осторожности в применении каких-либо репрессивных воздействий. Полезен метод игнорирования и переключения творческой фантазии на социально-полезные темы. Это даёт хороший результат, но ни в коем случае не  унизительные упрёки и наказания. Приучение к социально-полезному труду даёт хорошие результаты и у взрослых.
Однако при резко выраженной психопатической конституции предсказание неблагоприятно. Терапевтические попытки, направленные на перевоспитание личности наталкиваются на непреодолимые сложности — это дегенеративные изменения психики человека.
Особой формой патологической лживости является обман, связанный с галлюцинациями и фантазиями страдающих шизофренией людей. Как правило, эти пациенты наблюдаются специалистами, а взаимодействию с ними врачи учат близких людей и родственников.

Говорить правду легко и приятно. Каждый из нас, кто не страдает манией величия и патологической лживостью, старается жить, поддерживая доверительные отношения с близкими, друзьями и коллегами по работе, не отягощая друг-друга ненужным враньём. «Ложь во спасение» позволит не побеспокоить самолюбие пожилых родственников. А информация о патологических лгунах поможет  более внимательно отнестись к нашему окружению, не дать водить себя за нос и не допустить развития ненужных симптомов у наших детей, ничего пока не знающих о тайнах «Психологии обмана».  

Думаю, что говорить на эту тему можно бесконечно. Что Вы думаете, в какой мере нужен нам обман? И нужен ли вообще?

Как сделать так, чтобы отношения в семье были более искренними? Или, живя друг с другом, нам нужно сохранять способность лукавить?

Мы хотим, чтобы дети говорили нам правду. Но часто ли мы в их присутствии говорим заведомую ложь?

Как часто обманываем самих себя?

Что-то мне подсказывает, что у этой темы должно быть продолжение...




Понравилось? Поделись с друзьями!
А еще можете поделиться своим мнением...
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Похожие записи
Психология
Психология обмана
Говорить правду легко. Иметь отношения на уровне правды полезно и продуктивно...  
Психология
Лидия - Заложникам родительской любви
Родился ребёнок - это огромное счастье!  Как жить с ним? Как его любить? Ещё одна история в копилку родительской мудрости...
Психология
Психология Нарцисса
Нарцисс - психологический тип, один из самых трудных в общении, в личной жизни, во врачебной практике.
                      ...
x